Размышления о вере, или кого можно

назвать верующим.


09.02.2017

"Да даст Бог всем вам сердце, чтобы чтить Его и исполнять волю Его всем сердцем и усердною душею!" (2Мак.1,3).

В наше время многие перестали видеть ту грань, которая находится между верою и неверием. И если сделать опрос среди людей о том, веруют ли они в Бога или нет, то подавляющее большинство скажет: да верую. Но разве вера это только слова? Если для того чтобы быть верующим достаточно сказать что веришь в Бога, то выходит в таком случае, чтобы стать к примеру царем, тоже достаточно будет сказать что ты царь. Но сомневаюсь, что кто-то адекватно отнесется к этому и станет почитать такого человека за царя. Поэтому и не всякий называющий себя верующим, является таковым на самом деле. Мало словесно заявить о своей вере, надо еще доказать это делами и своей жизнью. Однажды Господь обратился к уверовавшим в Него иудеям с такими словами: "если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин.8,31-32). Из этих слов мы видим, что не достаточно было просто уверовать, в Него как в Мессию, но еще и пребывать в слове Его, стать Его учеником, только тогда веру можно было бы назвать живой, ведущей в жизнь вечную. Если бы Господь пришел в этот мир, лишь для того, чтобы сказать нам: веруйте в Бога (Ин.14,1), то какая польза нам от этого? Веровали в Бога во все времена. Только встает вопрос: как веровали? Опять же, у одних была вера деятельная, у других только слова. Поэтому Господь цитирует пророка, через которого было слово Божие: "приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" (Мф.15,8-9). Мы должны понимать, что напрасны красивые слова о вере, о Боге, о любви к Богу, если мы делами своими постоянно бесчестим Его (Рим.2,23). Придя с проповедью Евангелия, Господь напоминает нам, что вера в Бога предполагает исполнение заповедей (послушание) (Мф.19,17) и призывает: "покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк.1,15). Видите, что сказано: веруйте в Бога (Ин.14,1) и веруйте в Евангелие, в учение, с которым Он пришел в этот мир, и это не две веры, а одна, предполагающая в себе и то и другое. Она требует от нас доверия к Его словам, доверие же подвигает к исполнению воли Божией (Лк.11,28), а исполнение воли Божией, делает веру совершенной (Иак.2,22). Плодами такой веры, человек пользуется уже в этой жизни и уже здесь становиться наследником Царствия Божия, записанным в книгу жизни (Флп.4,3). Так же Господь говорит: "не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф.7,21). Значит, вера без исполнения воли Божией лишает нас этой возможности. Тогда скажите, какая польза от такой веры? И апостол Иаков говорит, что мы должны быть исполнителями слова (Иак.1,22), ему вторит апостол Павел словами: "не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут" (Рим.2,13). Исполнение заповедей это основа наших взаимоотношений с Богом. Давайте теперь рассмотрим для ясности на мирском примере разницу между верой деятельной и верой без дел (Иак.2,17), основанной лишь на словах. И какие плоды той и другой. Представьте себе, что дом, в котором вы находитесь, дал трещину, и возникла опасность его разрушения, но вы еще этого не видите. Тут к вам прибегает некто и говорит: спасайтесь, сейчас рухнет дом. Возникает ситуация, когда надо отреагировать, поверить и покинуть зону опасности или же не поверить и остаться. Что вы будете делать? Конечно же, прислушаетесь и отреагируете на это, а значит, за верою последует действие. То есть не только поверили, но и позаботились о спасении своей жизни. А теперь рассмотрим обратную сторону (вера без дел). Вы слышите об опасности и говорите тому, кто принес это известие: верю, что у тебя хорошие намерения, но что мне до того, что ты говоришь, и остаетесь на месте. Чем это закончится? Конечно же, все это обернется для вас бедой. Таким же образом поступают многие люди и в отношении Бога, когда их вера несет в себе, лишь только факт признания бытия Божия, без доверия Ему. Говорят, что веруют, а сами ненавидят Его наставления и не желают их знать, и исполнять (Пс.49,17). Чтобы быть верующим христианином одних слов недостаточно, надо соответствовать этому званию. Так живущий свято, полезно проводящий годы своей жизни войдет в Царствие Божие, ибо такой человек любезен Богу. Приведу еще один пример для наглядности. Может ли человек, не имеющий ни знаний, ни опыта в какой-либо сфере претендовать на место, уготованное только для профессионала в своем деле? Конечно же нет. Даже если он и сумеет обманом занять его, то ненадолго, ведь в скором времени все равно откроется, что он не тот за кого себя выдает, и тогда будет изгнан с позором. Так и в отношении веры мы можем называть себя глубоко верующими и в определенных кругах считаться таковыми, но если людей мы и сможем ввести в заблуждение, то Бога нет. Вспомните притчу о брачном пире (Мф.22, 1-14), где царь, увидев человека одетого не в брачную одежду, то есть не готового, "говорит ему: друг! Как ты вошел сюда" (Мф.22,12). А затем приказывает слугам, чтобы они связали его и бросили во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов. Почему бросили? Потому что он своим видом оскорблял величие Царя. Так и нас ждет такой же конец, если наша вера будет оставаться на уровне слов и не более. Ибо хотя мы все и званые Богом, но удостоятся быть с Ним только избранные, то есть любящие Бога и исполняющие волю Его (Мф.22,14). Ведь наша брачная одежда это совокупность добродетелей, приобретаемая через послушание Богу, через труд над собой. А так как мы по слову Господа без Него не можем творить ничего (Ин.15,5), а значит сами без Его помощи не способны наследовать спасение, то как следствие возникает потребность в Его содействии. Но станет ли Бог помогать человеку, который не желает жить по Его воле и который не помышляет о том, что будет после его земной жизни? Не думаю. Ведь сказано: "что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает" (Ин.9,31). Ведь зачем спасать того, кто не желает спасения, кто ничего не предпринимает в этом направлении. И это относится к тем, чья вера только на словах, от которой нет никакого толка, а значит, такая вера сродни неверию. Вера же постоянное движение вперед, это совершенствование наших отношений с Богом, а не ярлык, который может навесить на себя любой. И если наша вера не будет иметь плодов добродетели, то это пустая вера, которая не принесет нам никакой пользы, как в настоящей жизни, так и в будущей ничего, кроме разочарования.