Еще раз о пользе поста.


12.06.2017

Поститесь же лучше Богу по доброй воле, в узаконенное Церковью время, чтобы не поститься вам поневоле, по предписаниям врачей - от чего да сохранит вас Господь!

Когда человек не желает что-либо исполнять, то всегда ищет оправдание, предоставляя или свои доводы или опираясь на чьи-то слова. В последнее время мне уже не раз приходилось слышать из уст людей о маловажности телесного поста, что этот пост не обязателен, главное выдержать духовный пост, не гневаться, не ругаться и прочее. И при этом даже любят опираться на слова сказанные людьми, по их мнению, имеющими духовный авторитет. Не спорю, но уверен, что подобные слова говорились не с той целью, чтобы упразднить телесный пост, а чтобы указать на то, что этот пост не есть цель, а лишь средство для успешного совершения поста духовного. Ведь как правило, отвергающие телесный пост, не станут заботиться и о духовном, и наоборот тот, кто встал на путь спасения, непременно возымеет нужду в телесном воздержании. Впрочем, кто не испытал пользы такого поста, всегда будет иметь искаженное представление о нем. Это подобно тому, как если бы кому-то дали скрипку, на которой он не умеет играть, и не имеет желания научиться и поэтому говорит: зачем мне она, ведь ей гвозди не забьешь и хлеба не нарежешь, а значит какой от нее прок. Так и про телесный пост некоторые говорят, зачем он нужен? Но говорят так не по тому, что он действительно не нужен, ведь ответ на этот вопрос можно найти только опытным путем, а по причине неумения и нежелания применять его с пользой для духовной жизни. Слыша такие речи, которые смущают умы людей, особенно немощных в вере, захотелось мне сказать слово в поддержку телесного поста. Как мы знаем из Святого письма, Сам Господь совершил сорокадневный пост в пустыне "был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни" (Лк.4,2). Плод этого поста, как нам известно, победа над диавольскими искушениями. Что скажем? Неужели кто-то думает, что Господу нужен был этот пост, чтобы одержать победу над сатаной? Или все же Он сотворил его в назидание нам, указав тем самым на силу и важность телесного воздержания в деле успешной борьбы с врагом нашего спасения. К тому же если мы считаем себя учениками Христовыми и знаем, что Господь проповедовал не только устами, но и делами, как можем мы подумать, что этот его пример маловажен. Ведь так легко можно дойти и до игнорирования всех Его заповедей. Да и вообще, в учении Господа все важно, все поучительно, и все нам на пользу. Если же говорить о духовном посте, который заключается в работе над собой, предполагая труд, направленный на стяжание добродетелей, то такой пост должен совершаться христианином не в какие-то определенные дни года, а во все дни его жизни. Может ли быть такое, чтобы в указанные дни поста мы воздерживались от зла, а во все остальные дни вели себя безрассудно. Конечно же нет, так как человек должен вести борьбу со своими страстями ежедневно, ежечасно и даже ежеминутно. А воздержание от греха и есть духовный пост. Посты же определенные церковным уставом, предполагают не начало, а усиление христианином своих духовных трудов, где для помощи и предлагается телесный пост, как верный помощник в этом. Заметьте, святые отцы церкви прошлых веков, будучи сильные духом вменяли себе в обязанность телесное воздержание, и всегда имели нужду в таком посте. А мы, будучи немощные духом, дерзаем полагать, что можем обойтись без него. Еще полезность телесного поста в том, что это самое легкое упражнение, цель которого положить начало власти духа над телом. Упражнение, которое доступно любому, так как гораздо проще человеку отказаться от пищи, чем от какой-нибудь греховной наклонности. И если он преуспеет в телесном воздержании, то сможет преуспеть и в духовном. Поэтому не надо умалять значимость телесного воздержания и тем более оставлять его. Стоит научиться пользоваться этим средством в своей духовной жизни и тогда телесный пост станет для вас жизненной необходимостью. Постимся братья и сестры телесно и духовно.